Balaam (Валаам) — иудейский дьявол жадности и алчности
Вот так.
Первые люди появились на островах еще в 10 веке. С тех пор много воды утекло и много событий произошло. Датой возникновения Монастыря некоторые историки считают 960 год. Якобы в Монастыре хранились мощи святых Сергия и Германа, считавшихся основателями обители.
По сохранившимся церковным документам, в 1163 году, предвидя нападение шведских войск, монахи перевезли мощи святых в Великий Новгород, а в 1179 вернули их на остров, закопав на вершине скалы. Есть другое мнение, согласно которого Монастырь здесь возвели где-то на границе 13 и 14 веков, когда острова уже более 200 лет принадлежали Новгороду.
Монастырь служил одновременно оборонительной крепостью. За свою историю, острова неоднократно подвергались набегам шведских войск. В 1240 году, шведы полностью уничтожили оборону на островах. Их остановил князь Александр Ярославович, которого после этой битвы прозвали Невским. В начале 17 века, конкретнее, в 1611 году, шведы вновь осадили северо-запад Руси. На их пути снова оказался Монастырь. Шведские полки разорили и практически стерли с лица земли обитель на Валааме, братия практически вся погибла. В 1617 году острова перешли во владение Шведам.
Восстановили Монастырь по прошествии ста лет, в 1715 году, по приказу Петра Первого. Тогда была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь, колокольня и хозяйственные постройки. В середине 18 века Монастырь дважды горел, а затем его земли были переданы в государственную казну. В результате, Монастырь пришел в упадок. Двадцать лет Валаамский Монастырь простоял в забвении, когда, наконец, в 1785 году, его было решено возродить, на этот раз, он должен был стать каменным. В конце 18 века, обители были возвращены земли, а к 1801 году была уже построена центральная усадьба. К слову, следует заметить, что строительство каменного Монастыря было делом нелегким.
Острова состоят из камня, лопату в землю воткнуть практически невозможно. Главным архитектором строительства назначили Назария, иеромонаха Саровской Пустыни. Его помнят на Валааме не только как руководителя строительства, но и как автора самого строгого Монастырского Устава, прослужившего до 1944 года. Устав не позволял попавшим в него покидать остров, поэтому, до начала 20 века, его использовали в качестве места ссылки для духовных лиц.
19 век считается веком расцвета Монастыря. Во многом, этому способствовало назначение на пост настоятеля отца Дамаскина. Он пришел в Монастырь простым послушником, сумел себя проявить и вскоре был назначен настоятелем.
Властвовал Дамаскин в Монастыре 42 года. Он провел некоторые реформы, в частности, отменил отшельничество. При нем было возведено 18 часовен, основаны рыбный и конный заводы, пристани, проложено 126 км дорог. В свое время Монастырь владел крепостными крестьянами, работавшими на подворьях. При отце Дамаскине, практически все работы в Монастыре выполняли сами монахи.
Своими руками выращивали они на неплодородных валаамских землях фрукты, овощи, даже арбузы. Во времена правления отца Дамаскина были разбиты великолепные фруктовые сады, любоваться которыми можно и по сей день. В годы своего расцвета, Монастырь напоминал небольшое государство в государстве, этакий русский Ватикан. Был здесь свой самодержец, карательные органы, велось хозяйство, торговля, были собственные финансы.
К 20 веку на острове насчитывалось около 1000 постоянных жителей. После революции, в 1918 году, острова вошли в состав Финляндии.
Отделившись от России, Монастырь вошел в число церковных меньшинств, потому как основной религией в Финляндии было и остается лютеранство. Тогда же на острове разместились части финской армии, а в 1925 году в Монастыре стали проводится службы на финском языке. Свои плюсы были и в нынешнем положении монахов. Им удалось избежать репрессий 20-30 годов 20 столетия.
К России острова, а вместе с ними и Монастырь, вновь отошли лишь в 1940 году, во время русско-финской войны. Русские войска разгромили финнов, те покинули остров, одновременно с ними уехали и монахи, увозя с собой из Монастыря все самое ценное. Беглые братья приобрели в Финляндии усадьбу и основали в ней Нововалаамский мужской православный Монастырь, который после Великой Отечественной присоединился к Русской Православной церкви, хотя территориально и экономически продолжал принадлежать Финляндии.
Службы на русском языке в Монастыре вскоре проводиться перестали, а в 1981 году умер и единственный, из оставшихся, русских монахов. В 1940 году, на возвращенном России острове, открыли школу боцманов Военно-морского флота. В годы войны на острове расположился вражеский гарнизон, который выбили оттуда в 1944 году. После войны, в 1952 году, в бывшей зимней гостинице при Монастыре, открыли Дом для инвалидов войны, который вскоре разросся до поселка, занявшего под жилые дома келейные и хозяйственные постройки.
С 1840-х годов между островом и материком начали ходить пароходы. С тех пор количество туристов, посещающих Валаам, растет от года к году. Если в 19 веке остров ежегодно посещали около 8 тысяч человек, то ближе к концу 20 века, их число достигло уже 130 тысяч.
Такое количество паломников наносит непоправимый вред острову – жгутся костры, вытаптывается травяной покров, камни и памятники покрываются надписями. Немного помогло острову создание на его территории музея-заповедника.