Новейшая история Валаама

Первый этап возрождения православной обители на Валааме относится ко временам расцвета перестройки. Тогда, в 1989 году, в ведение Православной церкви были переданы Преображенский собор, внутренние монастырские постройки, а также несколько близлежащих скитов. За границей этих церковных владений остались лишь Гефсиманский и Воскресенский скиты. Инициатором этих преобразований стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий.

 

Тогда же был назначен и наместник Валаамской обители, архимандрит Виктор (Пьянков).

14 декабря 1989 года прибыли на остров и первые монахи, всего шесть человек. Поселились первые насельники в изоляторе бывшего дома инвалидов. С того момента в нижнем храме начались и церковные службы. Тогда же в монастыре появились первые реставраторы. Они довольно быстро восстановили нижнюю церковь, так, что 25 мая 1990 года, главный ее престол уже был освящен.

Все остальные храмовые и хозяйственные постройки монастыря были окончательно возвращены в лоно церкви в 1991 году. С 1990 года у монастыря началась новая жизнь. Тогда ему присвоили статус ставропигиального. Это означало, что теперь он находился в распоряжении Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго.

В 1993 году на Валаам из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры пришел новый игумен, архимандрит Панкратий. В монастыре начали возрождаться прежние традиции. Монахи вновь начали заниматься рыбной ловлей, строительством, реставрационными работами, кузнечным и свечным делом и всем тем, чем они занимались издревле.

В 1996 году на Валааме широко отметили престольный монастырский праздник, день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских. Тогда монастырь получил в дар бесценные реликвии – частицу мощей преподобного Германа Аляскинского из рук Феодосия, митрополита всея Америки и Канады. А Патриарх преподнес монастырю большую икону.

Правда, все это сопровождалось острым противостоянием с уже укоренившимся гражданским населением. Было бы странно, если бы было по-другому: к людям, родившимся и выросшим на острове в относительной свободе вдруг приходят какие-то чужаки со своим, ново-монастырским уставом…

За кем правда, решить это уже не возможно. Но борьба, очевидно, будет недолгой и не равной. На одной стороне несколько десятков простых семей. На другой — вся Православная церковь, силы которой множит покровительствующее ей Государство.

 

Спасо-Преображенсикй собор

Часовня на горе Фавор